Единственный раз в истории /31 год назад/ когда здание ВЧК-МГБ-КГБ-ФСБ было полностью окружено живой цепью из нескольких тысяч людей со свечами в руках. А затем на Пушкинской площади милицией был разогнан стихийный митинг.
Вопреки ожиданиям, акция на Лубянке 30 октября 1989 года прошла мирно и без задержаний. Ровно в 18:00 тысячи людей сомкнулись в живую цепочку вокруг здания КГБ и зажгли свечи. Прямо под мемориальной доской Юрию Андропову кто-то развернул плакат: «30 октября — день памяти политзаключенных». У главного входа в здание КГБ активисты стояли в несколько рядов.
Когда мероприятие на Лубянке закончилось, примерно треть собравшихся отправилась на Пушкинскую, где регулярно проводили уличные акции, принципиально не подавая властям никаких уведомлений. Вся площадь оказалась оцеплена, всюду стоял ОМОН и милиционеры.
Из статьи Александра Добронравова «Лубянка, 30 октября», опубликованной в газете «Экспресс‐Хроника» 5 ноября 1989 года:
«Круглые шлемы с забралом, светлые прочные комбинезоны закрывают защитные жилеты, подкованные башмаки, в руках дубинки. Патрульные машины отстают и перегораживают улицу сзади шествия. Некоторое время народ и спецназ стоят друг против друга. Офицер говорит тихо, его трудно разобрать: "Приготовиться к бою" — и после паузы — "Вперед".
Шеренга спецназа в шлемах срывается с места и с разбега врубается в толпу мирных демонстрантов. Рубят дубинками налево и направо — бьют по головам, по плечам, бьют куда попало. Бьют всех подряд, случайных прохожих, подростков, девушек. Упавших на мостовую бьют подкованными башмаками. Гоняются за заранее намеченными людьми, тащат их в автобусы».
По данным «Экспресс‐Хроники», 30 октября 1989 года в Москве были задержаны 76 человек, осуждены по административным делам — 16, из них оштрафованы — семеро. Нескольких человек после разгона на Пушкинской госпитализировали. Осуждения милицейского произвола и официального расследования действий силовиков так и не произошло.
На следующий год на Лубянской площади появится Соловецкий камень, а еще через год здесь под радостные крики толпы демонтируют памятник первому председателю ВЧК Феликсу Дзержинскому.
—྾—྾—྾—྾—྾—྾—྾—྾—྾—྾—
Даже в самые глухие и страшные годы в СССР существовало сопротивление. Это только на первый взгляд люди шли на эшафот молча, но были и те, кто не молчал. Сотни восстаний, протестов охватывали целые города. Кто-то сопротивлялся в одиночку, где-то восставали против тирании целые деревни и города. Сегодня важно громко, вслух рассказать друг другу истории тех, кто не боялся, словом или действием боролся с преступным режимом.
Поддержать проект: https://www.patreon.com/immortalgulag